Дела об административных правонарушениях ПДД

Дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, относятся к категории сложных правовых споров, в числе прочего это обуславливается постоянно меняющимся законодательством об административных правонарушениях, ужесточением наказания за нарушения Правил дорожного движения, а также складывающейся все больше с обвинительным уклоном судебной практикой рассмотрения данной категории дел.
Безусловно справедливо суждение о том, что каждый правонарушитель Правил дорожного движения, должен понести соответствующее наказание, тем более с учетом того, что в такого рода правонарушениях имеет место источник повышенной опасности и угроза общественной безопасности.
Однако, как показывает практика обжалования лицами постановлений об административном правонарушении, о назначении меры наказания за совершения административного правонарушения, в том числе в Верховном суде Российской Федерации, в немалых количествах таких судебных дел имели место: незаконность привлечения к административной ответственности; незаконность применения более жестких мер наказания при наличии обстоятельств, смягчающих наказание правонарушителя; отклонение оснований для переквалификации действий правонарушителя лица на другую статью КоАП РФ; отклонение оснований для освобождения правонарушителя от административной ответственности в силу малозначительности совершенного им деяния.

  • Правовая помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
  • Правовая помощь потерпевшему, по ходатайству которого может быть привлечен к участию в деле представитель
  • Юридическая консультация, изучение документов и анализ спорной ситуации, выработка правовой позиции по делу
  • Представление интересов в рамках административного расследования до передачи его на рассмотрение судом
  • Обжалование постановлений об административном правонарушении в судебном порядке, представление интересов во всех судебных инстанциях
  • Сбор доказательств, ходатайство о приобщении доказательств, об истребовании дополнительных доказательств, опросе свидетелей, исключении недопустимых доказательств
  • Ходатайство о переквалификации действий лица на другую статью КоАП РФ (в ходе административного расследования и в судебном порядке)
  • Ходатайство о прекращении производства по делу в силу малозначительности деяния (в ходе административного расследования и в судебном порядке)
  • Ходатайство о проведении экспертизы с целью установления механизма ДТП
  • Ходатайство о применении более мягкого наказания с учетом смягчающих вину обстоятельств

В качестве примера, обратимся к данным Росстат за 2015г., согласно которым водительских прав были лишены 1 млн. 450 тыс. человек, при этом по сравнению с первым полугодием 2015г.  за первое полугодие 2016г. количество людей, подвергнутых наказанию в виде лишения водительских прав, сократилось, но не значительно.

Глав 12 КоАП РФ, содержит порядка 18-ти административных правонарушений в области дорожного движения, за совершение которых предусмотрено наказание, в виде лишения водительских прав сроком от одного месяца до трех лет. К данным нарушениям можно отнести: управление транспортным средством в состоянии опьянения; передача управления транспортным средством, лицу, находящемуся в состоянии опьянения; нарушение скоростного режима на величину более 60 километров в час; оставление места дорожно-транспортного происшествия; выезд на встречную полосу движения; неуплата административных штрафов или иных предусмотренных законом платежей на сумму свыше 10 000 рублей.

  • Юридическая помощь в производстве по делу об административном правонарушении может быть оказана:

- лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в частности по его ходатайству может быть привлечен к участию в деле защитник;
- потерпевшему, по ходатайству которого может быть привлечен к участию в деле представитель (ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ).

Защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента его возбуждения (с момента составления протокола об административном правонарушении (ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

  • Возбуждение дела об административном правонарушении. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении, за исключением случаев назначения административного наказания без составления протокола.

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 КоАП РФ.

  • Административное расследование. Порядок рассмотрения дела судом.

Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, указанных выше лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (в ред. От 19.12.2013г.)

По окончании административного расследования:

- составляется протокол об административном правонарушении, который направляется в течение 3-х суток с материалами в суд;
- либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, оно может быть рассмотрено по месту жительства этого лица.

Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено судьей в двухмесячный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Данный срок может быть продлен не более чем на один месяц.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:
- о назначении административного наказания;
- о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:
- наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ;
- объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ (малозначительностью административного правонарушения).

  • Малозначительность административного правонарушения.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (ст. 2.9 КоАП РФ).

Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 (в ред. От 19.12.2013г.).

  • Давность привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Сроки обжалования постановления об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении:

- двух месяцев, для дел, рассматриваемых должностным лицом, со дня совершения административного правонарушения;
- трех месяцев по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, со дня совершения административного правонарушения;
- одного года для дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 12.8, 12.24, 12.26, части 3 статьи 12.27 и части 2 статьи 12.30 КоАП РФ. К данной группе относятся наказания за управление автомобилем в состоянии опьянения, за причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью в результате ДТП (в том числе за нарушения, допущенные пассажиром, пешеходом и т.д.), за отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения, за употребление запрещенных веществ после дорожно-транспортного происшествия.

По общему правилу срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом или судьей, не может превышать десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

  • Меры об ограничении права управления транспортным средством, применяемые с 2016г., не относятся к мере наказания в виде лишения права управления, однако в определенных случаях может привести к применению данного наказания.

С 15 января 2016г. вступил в силу федеральный закон от 28.11.2015г. №340-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому право вождения транспортным средством может быть ограничено в отношении лица, имеющего добровольно не погашенную задолженность, на сумму свыше 10 000 рублей, в частности неуплата по следующим требованиям:

- о взыскании административных штрафов;
- о взыскании алиментов;
- о возмещении вреда;
- требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей.

Вместе с тем, нарушение установленного временного ограничения права управления транспортным средством, может в свою очередь повлечь обязательные работы на срок до пятидесяти часов или лишение права управления транспортным средством на срок до одного года (ст. 17.17 КоАП РФ).

Однако, имеются основания, по которым временное ограничение права управления транспортным средством может не применяться, в числе коих:

- если управление транспортным средством служит основным законным источником средств к существованию;
- если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа (п. 2 ст. 67.1 Федерального закона от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Срок лишения права управления транспортным средством, в определенных случаях может значительно превышать максимальный срок лишения, предусмотренный не более 3х лет.

В случае совершением лицом нескольких подряд административных правонарушений, наказание за каждое из которых предусмотрено в виде лишения водительских прав, то согласно ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ, сроки за все совершенные лицом правонарушения суммируются и начисляются один за одним.

Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее (ч. 3 ст. 32.7 КоАП РФ).

  • Опираясь на свой профессиональный опыт и знания, мы готовы оказать юридическую помощь и представительство в делах об административных правонарушениях, различной квалификации и правовой направленности, в частности:

- на стадии проведения должностным лицом административного расследования по делу об административном правонарушении ПДД, связанного с дорожно-транспортным происшествием или оставлением места дорожно-транспортного происшествия участником происшествия;
- на стадии проведения группой административной практики (группой разбора ДТП) административного расследования по факту дорожно-транспортного происшествия;
- на стадии рассмотрения судом дела об административном правонарушении на основании протокола об административном правонарушении и других материалов дела либо материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств.

Ниже представлена информация о правовых аспектах дел об административных правонарушениях, порядка рассмотрения и привлечения к административной ответственности, сроках и оснований для обжалования постановлений, а также обстоятельств, характеризующихся как отягчающие и смягчающие наказание, предлагаем ознакомиться с нижеприведенной статьей.

Статьей 1.5 КоАП РФ закреплен принцип административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу, реализация которого заключается в отсутствии обязанности доказывать свою невиновность, поскольку вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

  • Своевременное обращение за юридической помощью и привлечение к участию защитника или представителя, дает возможность:

- детально ознакомиться с обстоятельствами дела, ознакомиться с показаниями иных участников ДТП, выяснить имелись ли свидетели административного правонарушения, какова суть их показаний и правильно ли они оформлены;
- изучить документы, оформленные должностным лицом и доказательства собранные положенные в основу протокола (определения) или постановления об административном правонарушении;
- сформировать правовую позицию защиты, основанную на нормах права и судебной практике по аналогичным делам;
- при наличии к тому оснований ходатайствовать о недопустимости собранных доказательств, о приобщении дополнительных доказательств или об истребовании иных доказательств (видео и фото съемки и др.), о вызове ранее не опрошенных свидетелей административного правонарушения;
- ходатайствовать о проведении соответствующей экспертизы с целью установления механизма, совершенного ДТП;
- установить имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли доказательств по делу;
- имеются ли обстоятельства, смягчающие ответственность;
- имеются ли основания для освобождения лиц от ответственности в связи с малозначительность административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ);
- установить имеется состав административного правонарушения в действиях лица;
- имеются ли основания для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении.

  • При наличии к тому оснований, квалифицированная юридическая помощь, может обеспечить:

- прекращению производства в рамках административного расследования до передачи его на рассмотрение судом, по основаниям, предусмотренным ст. 24.5 КОАП РФ;
- прекращению судом производства по делу об административном правонарушении, по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 29.9. КоАП РФ;
- переквалификации действий лица в отношении, которого возбуждено дело об административном правонарушении на другую статью КоАП РФ, или другую часть вмененной статьи КоАП РФ, при условии, что это не ухудшит положения данного лица;
- отмене постановления об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях в области дорожного движения, относятся к категории сложных правовых споров, в числе прочего это обуславливается постоянно меняющимся законодательством об административных правонарушениях, ужесточением наказания за нарушения Правил дорожного движения, а также складывающейся все больше с обвинительным уклоном судебной практикой рассмотрения данной категории дел.
Безусловно справедливо суждение о том, что каждый правонарушитель Правил дорожного движения, должен понести соответствующее наказание, тем более с учетом того, что в такого рода правонарушениях имеет место источник повышенной опасности и угроза общественной безопасности.
Однако, как показывает практика обжалования лицами постановлений об административном правонарушении, о назначении меры наказания за совершения административного правонарушения, в том числе в Верховном суде Российской Федерации, в немалых количествах таких судебных дел имели место: незаконность привлечения к административной ответственности; незаконность применения более жестких мер наказания при наличии обстоятельств, смягчающих наказание правонарушителя; отклонение оснований для переквалификации действий правонарушителя лица на другую статью КоАП РФ; отклонение оснований для освобождения правонарушителя от административной ответственности в силу малозначительности совершенного им деяния.

Scroll Up