Перераспределение земельного участка

Перераспределение земельного участка.

 Перераспределение земельных участков заслуживает особый интерес для землевладельцев, т.к. позволяет увеличить площадь имеющегося участка по упрощенной процедуре – без соблюдения сложной процедуры проведения торгов.

В обыденном смысле перераспределение по сути является присоединением прирезки земельного участка к основному земельному участку владельца. То есть, на практике это может быть ситуация, когда в фактическом пользовании владельца находится земельный участок больше чем в собственности по документам или к земельному участку владельца примыкает небольшой участок муниципальной собственности.

Такое увеличение происходит путем объединения со свободными муниципальными землями, примыкающими к имеющемуся у землевладельца земельному участку, если имеются определенные основания, условия и соблюдаются законные требования к его образованию.

  1. Основания

Законодательство содержит следующий список доступных оснований для перераспределения земельных участков:

1) для устранения у имеющегося участка изломанности границ, вкрапления, вклинивания или чересполосицы;

2) перераспределение принадлежащих гражданам земельных участков, предназначенных для ИЖС, ЛПХ, садоводства, огородничества;

Вместе с тем, размер подлежащего образованию путем перераспределения участка, должен быть меньше максимального размера, предусмотренного правилами землепользования и застройки.

  1. Требования

Земельное законодательство предусматривает требования к формируемым земельным участкам при прохождении процедуры перераспределения:

1) смежное расположение земельных участков по отношению друг к другу;

2) после перераспределения объекты капитального строительства, расположенные на земельных участках, должны беспрепятственно использоваться;

3) после перераспределения земельные участки соответствуют следующим параметрам:
- не имеют вкрапления в другие участки;
- не вклиниваются между соседними участками;
- не допускают чересполосицы между соседними участками;
- их границы целостны, не изломаны.

  1. Условия

Закон предусматривает, что кроме оснований перераспределения и требований к образуемым земельным участкам также обязаны соблюдаться условия перераспределения (рассмотрены основные):

1) должны быть получены согласия третьих лиц (если имеются обременения, например, залогодержателя и т.д.);

2) из испрашиваемой муниципальной земли невозможно сформировать отдельный, обособленный земельный участок (например, если площадь меньше минимальной площади, определенной ПЗЗ);

4) земельный участок должен быть:
- свободен от недвижимости, принадлежащей на праве собственности другим лицам (например, муниципалитету);
- разрешен к обороту;
- свободен от резервации для публичных нужд;
- с установленными границами (не требующими уточнения в силу предписаний регистрационного закона ФЗ № 218).

  1. Административный порядок.

Для перераспределения земельных участков предусмотрен административный порядок. Заявителю необходимо подготовить заявление и схему расположения земельных участков и подать в Администрацию соответствующего муниципального образования.

  1. Судебный порядок.

Если Администрация откажет в утверждении схемы расположения земельного участка и заключения соглашения о перераспределении, то единственно возможным способом увеличения земельного участка путем указанной процедуры является обращение за судебной защитой.

Так, для оспаривания отказа подается административное исковое заявление о признании незаконным решения органа местного самоуправления, судебное дело рассматривается по правилам административного судопроизводства.

Исходя из судебной практики Краснодара и Краснодарского края, чаще всего Администрация отказывает в заключении соглашений по следующим основаниям:
- площадь образуемого земельного участка будет превышать установленный максимальный размер (так, например, в одном из дел Прикубанского районного суда Краснодара, установлено, что схема расположения образуемого земельного участка площадью 2 746 кв.м. превышает установленный в Краснодаре максимальный размер 2 500 кв.м. (дело № 2а-6545/2021);
- из муниципальной земли возможно создать самостоятельный земельный участок (решением адлерского районного суда г. Сочи по делу 2а-2701/2022 постановлено, что отказ Администрации г. Сочи об отказе в заключении соглашения законен, т.к. из свободной муниципальной земли можно создать обособленный земельный участок).
-  перераспределение создаст препятствия рациональному использованию и охране земель недостаткам (например, как указано в решении Хостинского районного суда г. Сочи № 2а-1732/2022 от 26.05.2022 г., т.к. муниципальные земли, расположенные вдоль дороги общего пользования являются частью внутриквартального прохода/проезда общего пользования и могут быть использованы в целях реализации перспективных городских программ таких как ремонт, расширение дорожного полотна, ремонт газопровода, благоустройство тротуаров, то перераспределение приведет к препятствиям в рациональном использовании таких земель).

 Если у Вас возникли вопросы, наши земельные юристы готовы оказать Вам юридическую помощь. Мы оказываем профессиональные юридические услуги в Краснодаре и Краснодарском крае, успешно представляем интересы в судах по земельным спорам.

Также наши юристы по земельным по вопросам представляют интересы граждан и юридических лиц в судах по таким делам как:
- разрешение земельных споров по границам участков, установление границ земельного участка;
- устранение всяких нарушений чинимых владельцу земельного участка;
- признание права собственности на объект самовольного строительства;
- обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство, уведомления о начале строительства или завершении строительства.
- получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.

Статья подготовлена юристом Ушаковым Б.А.

Scroll Up