Новый генплан Апшеронска
Новый генплан Апшеронска.
Как сохранить земельный участок в границах Апшеронска?
09.08.2024 г. на официальном сайте государственной системы территориального планирования размещен проект нового генплана Апшеронского городского поселения (ссылка: https://fgistp.economy.gov.ru/lk/#/document-show/347485, УИН: 0360510102020303202408081).
1. В чем заключаются изменения генплана?
Основные изменения генплана заключаются в исключении земельных участков из границ города Апшеронск, Хуторов Зазулин, Спасов, Цуревский.
Суммарная площадь планируемых к исключению участков составляет 412,63 га.
Из них 93,14 га планируется отнести к сельхозземлям.
Остальные исключаемые участки планируется перевести в земли лесного фонда (316,65 га) и земли водного фонда (2,84 га).
В настоящей статье рассматриваются причины исключения только тех участков, которые переводятся в земли сельхозназначения и приводятся меры, которые можно предпринять для того, чтобы участок сохранить в границах населенного пункта, его назначение как земель населенных пунктов без утраты текущих видов разрешенного использования.
Юридически исключение участков из границ вышеуказанных населенных пунктов повлечет за собой изменение их назначения – участки перестанут быть землями населенных пунктов, станут землями сельхозназначения.
Это значит, что текущее назначение участков будут утрачено, а единственное, для чего их можно будет использовать – для ведения сельхоз деятельности.
Простыми словами, собственники/арендаторы земли, которые ранее могли осуществить застройку жилыми домами, промышленными, торговыми объектами, складами, магазинами и пр. такой возможности могут лишиться по причине того, что разрешенное использование участков будет установлено только для сельскохозяйственных целей.
Градостроительное законодательство устанавливает, что список земельных участков, исключаемых из состава границ населенного пункта, подлежит отображению в материалах по обоснованию нового генплана в текстовом виде.
Из материалов по обоснованию нового генплана следует, что участки суммарной площадью 93,14 га переводятся в сельхозземли по той причине, что, оказывается, они находятся в перечне особо ценных продуктивных сельхозугодий, который ещё в 2005 г. утвержден главной администрации Краснодарского края (339,64 га).
Резонным является вопрос – как могло получиться, что такой «большой» массив земельных участков, ещё с 2005 года являющихся особо ценными сельхозугодьями, вошли в границы населенных пунктов и стали землями населенных пунктов, а сейчас снова переводятся в сельхозземли? И почему факт их нахождения в данном перечне обнаружился только в 2024 году, спустя почти 20 лет?
В материалах по обоснованию это объясняется тем, что информация о нахождении земельных участков в перечне особо ценных продуктивных сельхозугодий направлена департаментом имущественных отношений Краснодарского края, а именно – департамент предоставил разработчику нового генплана границы земель в векторном виде.
Прежде всего необходимо убедиться:
В качестве эффективных могут использоваться следующие способы защиты.
Из доступной практики следует, что земельный участок, находящийся в перечне особо ценных сельхозугодий, но в последующем включенный в границы населенного пункта, должен быть исключен из перечня, в силу того что прямо урегулировано действующим законодательством.
В случае отказа – обращаться за судебной защитой.
Если обнаружится, что земельный участок не находится в границах особо ценных продуктивных сельхозугодий, то:
В качестве обоснования необходимо привести доводы и доказательства того, что земельный участок не расположен в перечне особо ценных сельхозугодий 2005 года, в связи с чем он ошибочно включен в перечень участков, планируемых к исключению.
Невозможность исключения земельного участка из населенных пунктов с переводом в сельхозземли должна быть мотивирована тем, что земельные участки не находятся в границах особо ценных продуктивных сельхоз угодий, а поэтому их исключение из границ населенных пунктов не имеет соответствующего действительности обоснования, незаконно и необоснованно.
4. Обращение в органы прокуратуры с заявлением о нарушении градостроительного законодательства и прав на земельный участок.
В заявлении необходимо указать на то, что исключение земельного участка из границ населенных пунктов осуществляется произвольными действиями уполномоченного органа, является необоснованным, приводящим к нарушению ГрК РФ и ЗК РФ, так как основание для исключения из границ населенных пунктов не соответствует действительности.
Кроме того, если земельный участок получил освоение в виде застройки территории – построены какие-либо объекты недвижимости (жилой дом, магазин и т.д.), то это также необходимо указать в заявлении.
Также в жалобе необходимо просить прокурора принять меру прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений (в таком случае нарушение должно будет устранено комиссией в течение 1 месяца).
Если районная прокуратура оставит жалобу без удовлетворения и не примет мер прокурорского реагирования, то такой отказ необходимо обжаловать в Прокуратуру Краснодарского края, а в случае отказа и краевой прокуратуры – Генеральную прокуратуру.
Наши земельные юристы оказывают профессиональную юридическую помощь гражданам и предпринимателям в Краснодаре и Краснодарском крае.
Земельные адвокаты и юристы нашего Агентства обладают большим опытом разрешения различных земельных вопросов и представления интересов в суде по земельным спорам.
Статья подготовлена юристом Ушаковым Б.А.