Дела об административных правонарушениях

Запишитесь на консультацию и получите скидку на услуги до 25%

Ожидайте звонка в течение 5 мин

Отправляя номер телефона, я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных

Развитие торгового и коммерческого оборота, обуславливает усиление органами административной юрисдикции, надзора и контроля за соблюдение субъектами предпринимательской деятельности требований отраслевого законодательства.

В своей деятельности, большинство коммерческих организаций сталкиваются с ситуацией административного вмешательства и привлечения к административной ответственности, установление обоснованности или необоснованности коего, является прерогативой суда.

Привлечение к административной ответственности возможно только в случае виновных действий (бездействия) юридического лица, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

  • Консультирование по вопросам административного права
  • Анализ представленных документов, выработка правовой позиции, сбор доказательств
  • Подготовка и подача заявления об отмене постановления об административном правонарушении
  • Представление интересов доверителя в административном органе
  • Обжалование в судебном порядке постановлений по делу об административном правонарушении

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если лицо, привлекаемое к административной ответственности, либо потерпевший в соответствии с ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ в судебном заседании заявит ходатайство о привлечении защитника или представителя к участию в деле об административном правонарушении, то такой защитник или представитель должен быть допущен к участию в деле об административном правонарушении без представления соответствующей доверенности.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.

Действующим законодательством, предусматривается административная ответственность за совершение административных правонарушений:

  • в области охраны собственности (Гл.7 КоАП РФ);
  • в области охраны окружающей среды и природопользования (Гл.8 КоАП РФ);
  • в строительстве, промышленности и энергетике (Гл.9 КоАП РФ);
  • в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (Гл.10 КоАП РФ);
  • в области связи и информации (Гл.13 КоАП РФ);
  • в области предпринимательской деятельности (Гл.14 КоАП РФ);
  • в области сферы рекламы, недобросовестной конкуренции, антимонопольных правил;
  • в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (Гл.15 КоАП РФ);
  • в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (Гл.16 КоАП РФ);
  • в области санитарно-эпидемиологических норм;

Статья 202 АПК РФ, устанавливает порядок рассмотрения арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, производство по которым возбуждается на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (прокурора).

Согласно статье 203 АПК РФ, заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд либо по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (территориальная подсудность), либо по месту совершения административного правонарушения, в случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства (альтернативная подсудность).

Дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления.

Бремя доказывания по таким делам не может быть возложено на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

При рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд  устанавливает, имелись ли:

- событие административного правонарушения;
- факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
- основания для составления протокола об административном правонарушении;
- полномочия административного органа, составившего протокол;
- административная ответственность, предусмотренная действующим законодательством за совершение вменяемого правонарушения;
- основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу в течение десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в 3-дневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.

Рассмотрение дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности

Статьей 207 АПК РФ установлено, что дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства.

Производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений:

- юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности;
- лиц, признанных потерпевшими, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя либо по месту нахождения административного органа, которым принято оспариваемое решение о привлечении к административной ответственности.

Данное заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может восстановить пропущенный процессуальный срок или приостановить исполнение оспариваемого решения.

За подачу и рассмотрение данного заявления государственная пошлина не взимается.

Дела об оспаривании решений административных органов рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления.

Бремя доказывания возлагается на административный орган.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд проверяет оспариваемое решение в полном объеме, вне зависимости от доводов, изложенных в заявлении.

По результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения об административном взыскании арбитражный суд выносит решение:

- о признании решения (постановления) административного органа незаконным, подлежащим отмене полностью либо в части или об изменении данного решения;
-  об отказе в удовлетворении заявления (если решение административного органа законно).

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, не выдается, поскольку принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле.

Развитие торгового и коммерческого оборота, обуславливает усиление органами административной юрисдикции, надзора и контроля за соблюдение субъектами предпринимательской деятельности требований отраслевого законодательства.

В своей деятельности, большинство коммерческих организаций сталкиваются с ситуацией административного вмешательства и привлечения к административной ответственности, установление обоснованности или необоснованности коего, является прерогативой суда.

Привлечение к административной ответственности возможно только в случае виновных действий (бездействия) юридического лица, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Scroll Up