Инвестиционный форум «Сочи»
Инвестиционный форум «Сочи», стал для России традиционной площадкой для установления новых и укрепления существующих деловых отношений между иностранными и российскими представителями бизнеса, что способствует обмену предпринимательским опытом в различных вопросах управления и развития бизнеса.
Существующие на федеральном и региональном уровне различные программы поддержки и стимулирования развития предпринимательства, являются частью структурированной государственной программы по улучшению делового климата в России.
Программа инвестиционного форума «Сочи-2016», равно как общая направленность всех последнихэкономических форумов уделяет внимание к таким приоритетным вопросам, какмобилизация потенциала бизнеса и общества, а также инвестиции в трудовые ресурсыи развитие человеческогокапитала.
В данной статье, я обратил внимание к теме инвестицийв трудовые ресурсы предприятия и теме инвестиций в готовую успешную бизнес модель, в российском праве именуемой коммерческой концессией, а на практике, отождествляемой с франчайзингом.
Инвестиции в трудовые ресурсы предприятия и управление ими.
Тема инвестиций в трудовые ресурсы предприятия и развитие человеческого капитала, заслуживает внимания, поскольку рынок труда и практика большинства коммерческих предприятий, показывает общероссийскую негативную тенденцию управления трудовыми ресурсами и проблему текучести рабочих кадров.
Шотландский экономист с мировым именем А. Смит писал, что «увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения рабочего, а затем от улучшения машин и инструментов, с помощью которых он работал».
Конкурентоспособность и развитие любого предприятия в условиях рыночной экономики, во многом обеспечивается инвестированием или говоря иначе вложением средств в трудовые ресурсы и кадровую политику предприятия.
К инвестициям работодателя в трудовые ресурсы, можно отнести:
- вложение средств в обучение работника по направлениям деятельности работодателя по программам курсов повышения квалификации или переподготовки, дополнительного образования, получаемого путем совмещения с работой, заочным илидистанционным путем, в том числе вложение средств в обучение вновь принятого сотрудника не имеющего соответствующего опыта или стажа, но имеющего намерение долгосрочно трудоустроиться;
-увеличение гарантий прав работника за счет создания прозрачных трудовых отношений и зарплатных схем, прозрачных механизмов мотивации и премирования производительности труда, постановка достижимых трудовых задач и планов, в том числе за счет включения названных условий в заключенный коллективного договора, положение материальном стимулировании работников или создания профсоюзной организации.
Очевидно, что данного рода инвестиции, для работодателя представляют выгоду в долгосрочной перспективе и безусловно требуют юридической защиты, собственно об этом будет идти речь ниже.
Приводя ценность извлекаемых для работодателя выгод перед понесенными им затратами, следует сказать, что такие инвестиции способствуют не только надежности и стабильности работодателя в глазах работника, но такжеспособствуютповышению трудовой активности работника, увеличению показателей производительности труда и выполнению поставленныхпланов, пробуждениюинтереса к творческому и производительному труду, стремлению к долгосрочному сотрудничеству с работодателем, достижениюфинансового роста работника за счет роста финансовых показателей предприятия.
В действительности же рынок труда в России переживает множество проблем и трудностей, которые напрямую влияют на темпы развития предприятий и срок их существования, главными из которых являются текучесть рабочих кадров, которая в российскихкомпаниясущественно выше нежели в иностранных компаниях.
По данным Росстата на 2011 год, более 11% занятого населения страны (7,7 миллиона человек), работали на месте основной работы менее года. Из них 0,7 миллиона - вовсе менее месяца.
В 2012г. уволенных по собственному желанию было свыше 23%, в тоже время оставили прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела свыше 17% россиян.
По данным экспертов НИУ «Высшая школа экономики» две трети всех занятых в стране с 2008 по 2010 годы успели поменять место работы, что было отражено в отчете «Движение рабочих мест в российской экономике: в поисках созидательного разрушения».
Столь губительная для любого предприятия проблема текучестирабочих кадров, имеет в основе несколько причин, в числе коих:
- изначальный неправильный подбор персонала с уклоном в пользу лиц, исключительно имеющих опыт и стаж, что ограничивает возможность обратить внимание на работника, не имеющего должного опыта или стажа, но готового учиться и долгосрочно трудоустроиться;
- низкий уровень корпоративной адаптации и системы корпоративной мотивации работников;
- несбалансированный размер оплаты труда и неконкурентоспособный размер оплаты труда;
- не прозрачная система мотивации, премирования и сложно достижимый уровень финансового и карьерного роста;
- монотонность трудового функционала, однообразие рабочего процесса.
Последствия текучести кадров очевидны и проявляют себя в снижении производительности труда, перенагрузки доли труда ушедшего работника на оставшихся, изменение морального настроя коллектива потери репутационного менеджмента и репутации бренда.
Посему, способы улучшения положения работника в части гарантий его прав на прозрачную систему заработной платы, можно дополнить методами улучшения условий труда, совершенствования системы мотивации и премирования, повышением квалификации сотрудников, проработавших свыше года и полутора лет, структурированием системы обучения вновь принятых сотрудников, с целью получения знаний, необходимых в повседневной работе, а также на перспективу, так чтобы сотрудники сами стремились к развитию.
Очевидно, что квалифицированные сотрудники и низкий уровень текучести рабочих кадров, повышает репутацию компании, создает о ней положительные отзывы, служит положительным показателем для партнеров и контрагентов.
Теперь поговорим о способах защиты инвестиций работодателя в трудовые ресурсы и человеческий капитал.
Ранее мы говорили о возможности включения условий улучшения условий труда работника, а также иных систем повышения квалификации, обучения, мотивации и премирования в коллективный договор, который в соответствии со ст. 40 Трудового кодекса РФ, является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации и обязателен для сторон данного договора.
Для работодателя выгода в заключении коллективного договора заключается в том, что с его помощью можно снизить налоговую базу компании, речь идет о налоге на прибыль.
Согласно пп. 21, 23, 25, 26 ст. 270Налогового кодекса РФ, при определении налоговой базы не учитываются расходы на любые виды вознаграждений руководству или работникам, помимо выплачиваемых на основании трудовых договоров, что имеет отношение к тем вознаграждениям, которые не связаны непосредственно с результатами работы работников организации, также расходы на питание и проезд к месту работы и обратно, расходы в виде сумм материальной помощи работникам (в том числе для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, на полное или частичное погашение кредита, предоставленного на приобретение и (или) строительство жилья, беспроцентных или льготных ссуд на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности).
Кроме того, не начисляется единый социальный налог на сумму оплаты обучения сотрудника, вне зависимости от учета указаны расходов на обучение при расчете налога на прибыль или нет.
В таких случаях между работодателем и работником данной организации, либо лицом, ищущим работу, заключается ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Оплата обучения не относится к выплатам, проводится по инициативе работодателя и имеет цель повысить эффективность выполнения работником своих обязанностей, в связи с чем,
В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса РФ работодатель может проводить профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации своих работников. К формам обучения работников организации могут быть отнесены их участие в семинарах, конференциях, получение специального и дополнительного образования, проведение стажировки.
Важным элементом при направлении сотрудника на обучение, является производственная необходимость.
Обучение сотрудника предусматривается либо в трудовом договоре, либо дополнительном соглашении к трудовому договору.
Стоимость обучения работников должна учитываться в составе расходов на подготовку и переподготовку кадров, находящихся в штате налогоплательщика на договорной основе (подпункт 23 п. 2 ст. 264 НК РФ).
Защита инвестиций работодателя при заключении ученического договора, заключается также в том, что положения ученического договора могут содержатьусловие об обязанности работника в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре (ст. 199 ТК РФ).
Статья статьи 249 Трудового кодекса РФ, предусматривает обязанность работника в случае его увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, возместить данные затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.
Подытоживая данную тему, можно сказать, что главным преимуществом инвестиций в трудовые ресурсы предприятия и рационального управления ими представляется, работа и взаимодействие работодателя с организованным коллективом, готовым к долгосрочным партнерским отношениям ради развития и процветания компании.
Инвестиции в готовый бизнес.
Международная ассоциация франчайзинга (IFA), определяет франчайзинг как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер предоставляет франчайзи в пользование исключительные права, основанные на лицензионном соглашении и при помощи франчайзера в обучении, маркетинге и управлении, заниматься предпринимательской деятельностью, в обмен на финансовую компенсацию от франчайзи.
Согласно неофициальной статистике, отраженной на сайте Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) - http://www.rusfranch.ru, микроэкономический показатель российского бизнеса, основанного на франчайзинге равен 1%, а в США этот показатель достигает 10%, в то же время российский рынок франчайзинга показывает ежегодный прирост.
Используемое в российском гражданском обороте понятие «коммерческая концессия», тождественное по своей сути и содержанию понятию «франчайзинг» перенято из права Соединенных Штатов Америки и Великобритании и с английского переводится как «лицензия», «привилегия».
По договору коммерческой концессии (франчайзинга), одна сторона – правообладатель/франчайзер передаёт другой стороне пользователю/франчайзи за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель, включая право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
Субъектами договора коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме и подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент), при этом несоблюдение данного требования, влечет ничтожность договора.
Стороны договора коммерческой концессии обладают свободой в выборе формы осуществления платежей, перечень коих предусмотрен законом, в частности пользователем могут выплачиваться правообладателю фиксированные разовые (паушальные) и (или) периодические (роялти) платежи, отчисления от выручки, наценка на оптовую цену товаров, передаваемая правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
Паушальный платеж, как правило, осуществляется сразу по заключении договора коммерческой концессии, а роялти - по окончании определенного, чаще годичного, периода в виде отчислений от выручки (процента от суммы оборота, объема продаж и т.д.).
Российский рынок франчайзинга привлекателен не только иностранным компаниям, заинтересованным развитии своей деятельности и расширении географии своей успешной бизнес-модели, но и российским компаниям, ставшим успешными и известными.
Согласно статистическим сведениям, отраженным на сайте Роспатента - http://www.rupto.ru, за последние пять лет российскими правообладателями было зарегистрировано 18 688 договоров коммерческой концессии, в тоже время иностранными правообладателями было зарегистрировано 3 382 договора.
Преимущества франчайзинга для пользователей (франчайзи) приведены на сайте РАФ - http://www.rusfranch.ru, перечисляя кои, можно выделить быстрый предпринимательский старт, возможность работать под известным именем на готовой нише и с готовой клиентурой, доступ к разработанным и опробованным методам ведения бизнеса, систематическая помощь со стороны правообладателя (франчайзера) в обучении, управлении, помощь при выборе месторасположения и оценке эффективности бизнеса.
Практика показывает, что среди интересных направлений экономической деятельности для российского бизнеса, основанного на франчайзинге, первую строчку занимает розничная торговля, затем идет сфера общественного питания и соответственно сфера услуг и производства.
Безусловно при покупке у какой-либо компании права пользования, принадлежащим ей комплексом исключительных прав (франшизы), следует провести экономический и юридический анализ деятельности данной компании, наличии правопритязаний от третьих лиц, практику участия в судебных спорах, а также провести правовую экспертизу предложенных договорных условий, ибо лучше вложить средства в новый бизнес, нежели в готовый, но претерпевающий трудности или не до конца развитый.
В своей частной практике, занимаясь юридическим сопровождением деятельности московской компании, работающей под брендом «Пицца Паоло», я наглядно видел, как разработанная бизнес-модель в сфере общественного питания, с правильным юридическим подходов к регистрации товарного знака не только самого бренда, но и графического товарного знака, обозначающего изображение коммерческого помещения, за несколько лет привлекло к заключению с правообладателем договора коммерческой концессии (франчайзинга) существенное количество предпринимателей, начавших пользоваться данной успешной бизнес-моделью, что позволило правообладателю расширить географию своей деятельности, увеличить в разы количество ресторанов общественного питания и соответственно прибыль, а пользователям имея договорную возможность и с согласия правообладателя самим заключать с вторичными пользователями (субконцессионерами) аналогичные договора коммерческой субконцессии на право пользования данной успешной бизнес-моделью.
Законом предусмотрены несколько способов охраны интересов правообладателя, чьи секреты производства могут быть разглашены и чья деловая репутация непосредственно затронута в результате действий вторичного пользователя (субконцессионера) в частности за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей (субконцессионеров), субсидиарную (дополнительную) ответственность наряду с вторичным пользователем (субконцессионером) несет концессионер (франчайзи).
Говоря о преимуществах франчайзинга в целом в масштабах страны и соответственно предпринимательства России можно сказать о том, что основа такого бизнеса способствует повышению качественных новых рабочих мест, создает условия для добросовестной конкуренции, кроме того за счет практического обучения предпринимательству минимизирует риски для начинающих предпринимателей, способствует повышению культуры предпринимательства и создает прозрачную систему бизнеса в том числе по собираемости налогов.