Обжалование отказа в допуске к участию в закупке Необоснованное отклонение заявки участника закупки

Обжалование отказа в допуске к участию в закупке (необоснованное отклонение заявки участника закупки)

Обеспечение конкуренции при проведении торгов, т.е. механизма определения победителей за право выполнения работы, оказания услуги или поставки товара, является одним из направлений государственной антимонопольной политики. Государство устанавливает такие правила проведения торгов, которые создают прозрачные условия, в частности, качественное, полное и своевременное информирование о торгах, недискриминационный доступ к торгам всех желающих лиц, антимонопольные требования и т.д. Логика простая: победитель должен победить честно, в условиях конкуренции.

Основные законодательные акты, регулирующие конкурсную систему закупок:

  1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», устанавливающий порядок деятельности по организации и осуществлению закупок для государственных и муниципальных нужд;
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», определяющие антимонопольные требования к проведению торгов;
  3. Приказ ФАС России от 19 ноября 2014 г. № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Наиболее распространенный вид закупок по 44-ФЗ проходит в виде электронного аукционного на одной из восьми ЭТП (АО «Сбербанк-АСТ», ЭТП Газпромбанк, РТС-тендер, ЭТП ТЭК-Торг, Национальная электронная площадка, АО «РАД», АО «ЕЭТП», АГЗ РТ).
К другим видам закупок относятся: конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Среди видов предпринимательской деятельности, при которых отказ в допуске к участию/отклонение заявки на участие в закупках встречается чаще всего, можно выделить закупки в сфере подряда, строительно-ремонтных работ, поставки строительных материалов и иных непродовольственных товаров.
Анализ практики Краснодарского УФАС России показывает, что подобные нарушения встречаются чаще всего в сфере подряда, строительного подряда и в поставке медицинских товаров.

1) Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Блок ДДУ на территории муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада комбинированного вида № 105 по ул. Донская, 31а Центрального района (проектно-изыскательские работы, строительство)» на сумму 112 210 846,54 руб. для нужд МКУ г. Сочи «У» (Решение Краснодарского УФАС России от 07.07.2020 № 1257/2020-КС по делу № 023/06/69-3105/2020);
2) «Текущий ремонт водопроводной сети и сети энергоснабжения по ул. Набережная» на сумму 2 001 000,00 для нужд администрации Приморско-Ахтарского г/п Приморско-Ахтарского района (Решение Краснодарского УФАС России от 09.06.2020 № 1086/2020-КС по делу № 023/06/67-2658/2020);
3) Ремонт мемориала «Братский» на сумму 3 811 000,00 руб. для нужд администрации Приморско-Ахтарского г/п Приморско-Ахтарского района (Решение Краснодарского УФАС России от 25.05.2020 № 994/2020-КС по делу № 023/06/67-2369/2020);
4) Благоустройство Северного парка (в границах улиц Отдельская - Совхозная - Рыночная - Казачья) 1 этап, 2 подэтап, 2 этап, в рамках реализации муниципальной программы Славянского городского поселения Славянского района «Формирование современной городской среды Славянского городского поселения Славянского района на 2018-2024 годы на сумму 107 169 700,00 рублей (Решение Краснодарского УФАС России от 28.05.2020 № 1023/2020-КС);
5) Капитальный ремонт кровли склада длительного хранения и навеса Главного управления Росгвардии по Краснодарскому краю на сумму 1 880 536,00 руб. (Решение Краснодарского УФАС России от 16.03.2020 № 371/2020-КС по делу № 023/06/67-1378/2020);
6) Поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (МНН: Цефуроксим; Метронидазол; Амоксициллин+клавулановая кислота) на сумму 222 325,00 руб. для нужд ГБУЗ «Г» МЗ КК (Решение Краснодарского УФАС России от 16.12.2019 № 1907/2019-КС по делу № 023/06/67-3125/2019).

Положениями части 4 статьи 67 Закона N 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых участник электронного аукциона не допускается к участию в нем, а именно:
- непредоставления информации или предоставления недостоверной информации;
- несоответствия информации требованиям документации о таком аукционе.

К самым частым причинам отклонения первой части заявки аукциона могут быть:
- недостоверные сведения об объекте закупки (характеристики товара, отличные от указанных производителем или не соответствующие ГОСТ; сведения о комплектации товара, отличные от указанных производителем; характеристики товара превосходят заявленные в техническом задании и пр.);
- непредставление необходимых документов, в частности представление неполного перечня документов указанного в заявке (декларацию о принадлежности к СМП; сведения о внесении изменений в устав; документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям и пр.).
Ошибки, связанные с документацией участника (представленные документы ненадлежащим образом заверены; выписка из ЕГРЮЛ содержит иную информацию; отсутствует доверенность; лицензия; документ о наличии финансовых ресурсов, производственных активов, квалификации сотрудников; ошибки в расчетах; технические или орфографические ошибки; иного характера неполная информация).

Прежде, считаю необходимым обратить внимание на то, что рассмотрение дела в антимонопольном органе или в суде предполагает необходимость профессионального представления интересов предпринимателя, требует знаний процессуального права, умения сформировать последовательную и логичную правовую позицию, а также избрать правильный способ защиты. Без привлечения к защите своих интересов юриста по антимонопольным спорам или арбитражного юриста, сложно обеспечить профессиональное и эффективное ведение дела в суде или в ФАС на стороне заявителя, что разумеется может отразиться на результате разрешения спора.

Особенности и прядок обжалования отказа в допуске к участию/отклонению заявки на участие в закупках.
Любой участник при осуществлении закупки и совершения заказчиком, конкурсной или аукционной комиссией, оператором электронной площадки, действий (бездействия) нарушающих права и законные интересы участника закупки, а также нарушающие нормы Закона о контрактной системы, вправе обжаловать указанные действия

  1. В судебном порядке (соответствующий арбитражный суд).
  2. В антимонопольный орган (ФАС), осуществляющий функции контрольного органа в сфере закупок.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган не препятствует одновременному обжалованию в судебном порядке.

Вместе с тем, при направлении соответствующей жалобы в антимонопольный орган необходимо соблюсти следующие сроки:
- жалоба аукционной (конкурсной) документации, может быть направлена до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
- жалоба на действия заказчика, может быть направлена не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
- если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта, то жалоба может быть направлена до заключения госконтракта;
- жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта— не позднее даты заключения госконтракта;
- жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

По результатам обжалования действий заказчика антимонопольным органом может быть принято решение:
- о признании жалобы необоснованной;
- о признании жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

В случае неудовлетворения антимонопольным органом требований жалобы необходимо обратиться в соответствующий арбитражный суд с исковым заявлением о признании незаконным отказа в допуске/отклонения заявки на участие в закупках.

Среди категорий судебных споров, которые возникают из организации и проведения публичных торгов:
1) об оспаривании действий заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии в связи с нарушениями процедуры торгов и порядка заключения договоров;
2) о признании недействительными решений и предписаний антимонопольных органов о нарушениях процедуры торгов и порядка заключения договоров.

В практике антимонопольной службы отказ в допуске к участию/отклонение заявки на участие в закупках встречается крайне часто – 29 341 рассмотренных жалоб, из которых 1 556 дошло до высших судебных инстанций.
Следует отметить, что свыше 90% отклонений заявок приходится именно на их первые части.
Рассмотрим случаи из практики арбитражных судов, когда происходило оспаривание отклонения заявки по первой части:
- необоснованное отклонение заказчиком заявки соответствующей требованиям закона и документации;
- заказчик отклонил заявку по тому основанию, по которому участник задал вопрос в запросе разъяснений, либо давал противоречивые ответы разным участникам на один и тот же вопрос в запросе разъяснений;
- заказчик по запросу разъяснений изменил документацию, но устранил не все свои технические ошибки (по невнимательности или умышленно);
- заказчик отклонил заявку из-за несоответствия предложения нормативному документу, на который он не ссылался в конкурсной документации;
- действия заказчика опубликовавшего конкурсную документацию с нарушениями (в небрежном виде, техническими и орфографическими ошибками) приводит к затруднениям участнику подготовить форму 2 «сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности и т.д.».

Перед тем как обратиться с жалобой в ФАС или в суд необходимо полно и ясно сформировать правовую позицию по делу, собрать письменные доказательств и подготовить необходимый пакет документов.

В большинстве случаев, бизнесу, столкнувшемуся с указанными выше нарушениями, требуется профессиональная юридическая помощь.

В нашем агентстве Вы можете получить юридическую помощь антимонопольного адвоката.

Наши юристы, оказывают комплекс юридических услуг в области антимонопольного права, представляют интересы коммерческих организаций в федеральной антимонопольной службе и арбитражных судах.

 

Scroll Up