Перевод земельного участка из одной категории в другую категорию

Перевод земельного участка из одной категории в другую категорию.

Собственник земельного участка вправе использовать его для собственных нужд, осуществлять застройку участка жилыми, производственными и иными зданиями, строениями и сооружениями с соблюдением требований градостроительного и иного законодательства.

Вопрос о переводе земель из одной категорию в другую, является актуальным и связан с намерением собственника или арендатора использовать земельный участок для определенных предпринимательских или иных целей.

Из своей практики можем отметить запросы на юридическое сопровождение перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов или земли промышленности.

В первом случае, испрашиваемый перевод в категорию - земли особо охраняемых территорий и объектов, связан с намерением использовать участок в рекреационных целях, в частности для строительства базы отдыха, туристической базы, строительство физкультурно-оздоровительного комплекса и реализации на участке деятельности в области отдыха и туризма населения, рекреационного рыболовного хозяйства.

Во втором случае, испрашиваемый перевод земельного участка в категорию - земли промышленности, предназначается для обеспечения деятельности организации, строительства и эксплуатации объектов промышленности на земельном участке.

Рассмотрим вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения в категорию - земли особо охраняемых территорий и объектов в целях рекреационного назначения.

  1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категории в другую.

Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ №172, перевод земель сельскохозяйственного назначения в составе таких земель в земли особо охраняемых территорий и объектов допускается, в частности, с отнесением таких земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 94 Земельного кодекса к землям особо охраняемых территорий относились земли, которые имели особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли рекреационного назначения.

В частности, в силу статьи 98 Земельного кодекса к землям рекреационного назначения относились земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

В состав земель данной категории входили земельные участки, на которых находились дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

Согласно пункту 4 статьи 94 Земельного кодекса порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Осуществление перевода земель из одной категории в другую, а также утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, осуществляются органом, обладающим полномочиями по распоряжению таким земельным участком, а именно федеральный органом государственной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Полномочия данных органов дифференцированы исходя из принадлежности земель к определенной категории.

Статус особо охраняемых территорий должен быть установлен в отношении участка на основании постановления федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления.

Соответственно для перевода земельного участка в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов, необходимо создание особо охраняемой территории регионального либо местного значения в соответствии с вышеприведенными нормами законодательства.

То есть необходимо установление соответствующего статуса земельного участка «Земли особо охраняемых территорий и объектов» на основании постановления, изданного уполномоченным государственным или муниципальным органом.

На практике это выглядит следующим образом.

Собственник или арендатор обращается в администрацию муниципального образования с заявлением, в котором указывает предполагаемые рекреационные цели использования земельного участка (строительство базы отдыха, туристической базы, рекреационного рыболовного хозяйства и пр.) и просит установить в отношении территории земельного участка статус особо охраняемой территории местного значения.

Также нередко, между собственником или арендатором земельного участка с одной стороны и органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления с другой стороны подписывается соглашение о реализации соответствующего рекреационного проекта.

Основаниями для отказа в переводе земельного участка сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий, являются:

  • Если земельный участок включен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для других целей не допускается.
  • Если земельный участок является частью земель лесного фонда.
  • Несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
  • Установлен иной запрет на перевод земельного участка из одной категории в другую.
  1. Административная процедура перевода земель из одной категории в другую.

На территории Краснодарского края полномочиями по рассмотрению ходатайств о переводе земель из одной категорию в другую наделен Департамент имущественных отношений Краснодарского края.

Регламент предоставления указанной муниципальной услуги, утвержден Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.03.2020 № 489 «Об утверждении административного регламента предоставления департаментом имущественных отношений Краснодарского края государственной услуги по рассмотрению ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую».

Заявителями ходатайства могут быть физические и юридические лица, заинтересованные в переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую.

Перечень документов, предоставляемых в Департамент является исчерпывающим, куда входит: ходатайство; копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для физических лиц) или сведения о юридическом лице или ИП (выписка из ЕГРН или ИГРИП); согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя

Максимальный срок административной процедуры составляет не более двух месяцев со дня поступления в Департамент ходатайства.

Департамент имущественных отношений Краснодарского края при наличии оснований для перевода направляет главе администрации (губернатора) Краснодарского края пакет документов с проектом распоряжения о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую для утверждения данного распоряжения.

  1. Судебный порядок обжалования.

В судебном порядке подлежат обжалованию следующие отказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края:

  • Отказ в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую;
  • Отказ в переводе земельного участка из одной категории в другую.
  • Иные незаконные действия (бездействия) должностных лиц Департамента имущественных отношений Краснодарского края.

В целях судебной защиты интересов, необходимо подготовить административное исковое заявление с обоснованием незаконности действий уполномоченного органа, конкретными основаниями нарушенного права административного истца и сформулировать соответствующие требования, в зависимости от характера спора.

К примеру, такими исковыми требованиями могут быть:

- признать незаконным решение об отказе Департамента имущественных отношений Краснодарского края в рассмотрении ходатайства о переводе земельного участка из одной категории в другую, обязании устранить допущенное нарушение;

- признать незаконным решение Департамента имущественных отношений Краснодарского края об отказе в переводе земельного участка из одной категории в другую, обязании Администрации Краснодарского края в течение месяца с момента вступления в законную силу судебного решения принять акт о переводе о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Наши земельные юристы готовы оказать Вам профессиональную юридическую помощь в судебной защите Ваших интересов. Мы имеет достаточный опыт судебного представительства по земельным и административным спорам.
Наши адвокаты по земельным делам представляют интересы физических лиц в судах общей юрисдикции и предпринимателей арбитражных судах Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края по арбитражным спорам, вытекающим из земельных правоотношений.

Scroll Up