Как оспорить новый генплан Краснодара.
Как оспорить новый генплан Краснодара.
Принятие единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования Краснодара существенным образом затрагивает права и законные интересы владельцев земельных участков.
Так, например, исключены из границ населенных пунктов с переводом в сельхозземли земельные участки суммарной площадью больше трех тысяч гектаров, что влечет для их владельцев невозможность какого-либо использования, не связанного с ведением сельскохозяйственной деятельностью.
Увеличена площадь зон озелененных территорий общего пользования (с 768,30 до 2808,90 гектаров), что означает, по сути, изъятие таких земельных участков из частной собственности, так как с юридической точки зрения ими может пользоваться неограниченный круг лиц.
Определены земельные участки, на которых планируется размещение объектов местного и иного значения, что в последующем предоставляет возможность для их изъятия из частной собственности, установлены зоны с особыми условиями использования территорий, влекущие ограничения в использовании участков, и многие другие примеры.
При этом, указанные градостроительные решения не всегда законны, что требует их оспаривания в суде.
В настоящей статье рассмотрим порядок и наиболее распространенные основания для оспаривания генплана.
Единый документ территориального планирования и градостроительного зонирования Краснодара (для удобства далее будем называть генпланом Краснодара), как и документы территориального планирования, относится к нормативно-правовым актам, в связи с чем для его оспаривания необходимо обратиться с административным иском в Краснодарский краевой суд.
Для этого законодательство не требует соблюдения каких-либо сроков для предъявления иска или досудебного порядка (путем подачи заявления в комиссию по землепользованию и застройке).
При этом, в связи со сложностью таких дел законодательство предусматривает обязательное участие представителя, имеющего высшее юридическое образование или ученую степень в области юриспруденции, а также обязательное привлечение органа прокуратуры в качестве заинтересованного лица.
Действующее законодательство предусматривает, что изменение правового регулирования не должно отвечать признакам произвольности, необоснованности и безосновательности.
Так, например, в одном из судебных дел суд признал незаконным изменение функциональной зоны земельного участка с зоны индивидуальной жилой застройки на рекреационную зону озеленения, которой может пользоваться неограниченный круг лиц.
Суд посчитал, что изменение функциональной зоны земельного участка, на котором расположен жилой дом, влечет за собой ограничение прав собственника земельного участка, в связи с чем не имеет разумного и объективного обоснования, основанного на анализе баланса частных и публичных интересов.
Если материалы по обоснованию не содержат надлежащего обоснования или какого-либо обоснования вообще, то налицо нарушение процедуры принятия такого генплана, ведь жители Краснодара, не имея возможности ознакомиться с обоснованием тех или иных изменений, лишены возможности полноценного участия в них.
Так, например, земельный участок после утверждения предыдущей редакции генплана Краснодара был включен в границы населенных пунктов и переведен в категорию земель населенных пунктов.
При этом, обоснованием для этого являлось, в одних случаях, необходимость развития жилой застройки на периферийной части города, в других случаях, выносом производства из центра города, необходимостью перераспределения мест приложения труда и т.д.
В настоящий момент, при принятии нового генплана Краснодара, земельный участок исключен из границ населенных пунктов, переведен в категорию сельхозземель.
С юридической точки зрения, очевидно, что обратный перевод земельного участка в категорию сельхозземель в данном случае является проявлением непоследовательной градостроительной политики, влекущей несправедливое и нестабильное правовое регулирование, что является недопустимым и влекущим признание генплана в данной части недействующим.
Цель которых заключается в том, чтобы обеспечить участие лиц, чьи законные интересы могут быть затронуты принимаемым генпланом, в обсуждении планируемых органами местного самоуправления изменений в него.
Судебная практика Краснодарского краевого суда показывает, что если на общественные обсуждения вынесен проект генплана редакции, в которой не предусмотрено, например, изменение функциональной зоны в отношении конкретного земельного участка, размещение объекта местного значения и т.д., а после общественных обсуждений выяснилось, что функциональная зона была изменена, то владелец земельного участка был лишен полноценного участия в общественных обсуждениях, в связи с чем генплан в данной части законным не может быть признан.
В этой связи, если в вашем случае такие нарушения имели место, то данное основание должно послужить основанием для оспаривания генплана.
Наши земельные юристы специализируются на ведении земельных дел, представляют интересы граждан в судах, участвуют в разрешении земельных споров, связанных с оспариванием в суде генерального плана, переводом земельного участка из одной категории в другую, изменении вида разрешенного использования земельного участка, признании права собственности на земельных участок.
Если вам необходима профессиональная юридическая помощь, предлагаем воспользоваться юридическими услугами наших юристов.