Изъятие земли для строительства восточного подъезда к Краснодару

Изъятие земельных участков в целях строительства восточного подъезда к Краснодару.
Оспаривание размера компенсации.

Планируемая автомобильная дорога «Восточный подъезд к городу Краснодару» предусмотрена госпрограммой – «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края».

С точки зрения действующего земельного законодательства, такая автодорога относится к объектам, имеющим региональное значение, в связи со строительством которого возможно изъятие земельных участков и расположенных на них объектов.

Органом, уполномоченным на принятие решения об изъятии в связи со строительством Восточного подъезда к Краснодару, является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.

Можно ли оспорить изъятие земельного участка в Краснодаре в связи со строительством Восточного подъезда к Краснодару?

Важно отметить, только лишь придания восточному подъезду к г. Краснодару объекта регионального значения недостаточно, для изъятия также должны быть соблюдены следующие условия:

  1. строительство восточного подъезда к Краснодару должно быть предусмотрено документацией территориального планирования и по планировке территории;
  2. предусмотренный вариант размещения дороги – это единственно возможный вариант, какие-либо другие варианты отсутствуют.

Если вышеуказанные требования земельного законодательства по изъятию земельных участков не соблюдены, то оно не может являться законным и подлежит оспариванию суде.

В случае же их полного соблюдения органами госвласти правообладатель земельного участка может оспорить только размер компенсации.

Можно ли увеличить размер компенсации за изъятие земельного участка?

Размер возмещения за изъятие земельного участка и расположенных на нём объектов недвижимости состоит из (ст. 281 ГК РФ):

- рыночной стоимости изымаемого земельного участка (или рыночной стоимости права на участок – например, права аренды);

- суммы убытков, возникших в связи с изъятием.

Размер возмещения рассчитывается профессиональным оценщиком, которого привлекает уполномоченный орган.

Доступная судебная практика судов Краснодарского края показывает, что нередко первоначально определенная сумма возмещения за изъятие земельного участка меньше суммы, определяемой в судебном порядке.

Такое «занижение» суммы компенсации за изъятие возникает по множеству различных причин.

Так, например, в одном из дел рыночная стоимость изымаемого земельного участка первоначально определена в размере 32 863 000 руб., а по результатам судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость определена в размере 43 713 021 руб. Суд присудил в пользу собственника вторую сумму.

В другом деле, по результатам судебной экспертизы установлено, что оценщиком при проведении оценки неверно произведен подбор аналогов, в частности применен участок, относящихся к иной категории земель, использованы неактуальные на дату проведения оценки Правила землепользования и застройки г. Краснодара, произведено неполное сопоставление характеристик спорных участков с аналогами.

В результате, первоначально определенная уполномоченным органом сумма возмещения за изъятие земельного участка в размере 74 371 248 руб. была увеличена до 105 341 000 руб.

В другом деле, со дня определения первоначальной рыночной стоимости земельного участка и жилого дома на нём до дня возбуждения судебного дела и назначения судебной оценочной экспертизы рыночная стоимость участка с домом выросла с 12 260 623 руб. до 15 692 000 руб., в связи с чем суд, посчитав, что определенный на основании экспертизы размер является наиболее актуальным и приближенным к моменту изъятия земельного участка, взыскал последнюю.

Таким образом, существует множество нюансов при определении суммы возмещения за изъятие.

Поэтому, если правообладатель не согласен с суммой возмещения, определенной на основании отчета об оценке по заданию Минтранса Краснодарского края, то для увеличения данной суммы необходимо ходатайствовать в суде о назначении судебной оценочной экспертизы.

При этом, важно иметь в виду, что заявить такое ходатайство может оказаться недостаточным, может также потребоваться предоставить конкретные доказательства недостатков отчета об оценке, подготовленного оценщиком по заданию уполномоченного органа, и привести обоснованные возражения.

Как правило, для этого требуется подготовка заключение профессионального оценщика на первоначальный отчёт или отчёт о размере компенсации, подготовленный уже по заказу правообладателя.

Судебная практика по таким делам неоднозначна, вероятность удовлетворения судом требований о взыскании более высокой суммы возмещения за изъятие зависит преимущественно от правильно выбранной правовой позиции, собранных и представленных доказательств.

Органы госвласти, имея заранее определенный бюджет на изъятие земельных участков, в который им нужно «уложиться», активно участвуют в судебном разбирательстве, настаивают на невозможности назначения экспертизы, требуют определить размер возмещения в соответствии с первоначальным отчетом об оценке.

В случае несогласия с размером возмещения за изъятие земельного участка, рекомендуем воспользоваться профессиональной юридической помощью земельных юристов нашего агентства.

Земельные юристы нашего агентства готовы оказать вам профессиональную юридическую помощь в случае обращения прокуратуры с требованием об изъятия у вас земельного участка в пользу муниципальной или государственной собственности.

В нашем агентстве также вы можете получить квалифицированную помощь юриста по наследству или юриста по семейным делам.

Scroll Up