Как внести изменения в правила землепользования и застройки Краснодара
Правила землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) представляют собой документ градостроительного зонирования, устанавливающий территориальные зоны в отношении земельных участков, возможность их использования и т.д.
ПЗЗ имеют важное значение, поскольку непосредственно определяют вид разрешенного использования (далее – ВРИ) земельного участка, устанавливают большинство требований к застройке земельного участка.
Правила землепользования и застройки определяют, что на земельных участках в северной части района города можно строить жилые дома, на земельных участках в южной части района – многоквартирные дома, а на земельных участках в западной части района вообще можно строить офисные центры высотой не более 60 метров и т.д.
При этом, в ПЗЗ определены также параметры застройки земельного участка. То есть, если собственник может построить жилой дом на земельном участке, то ПЗЗ определяют, каким параметрам высоты и этажности дом должен соответствовать, какие отступы от границ смежных земельных участков он должен соблюсти и иные параметры.
Это также означает, именно ПЗЗ определяют категорию земельных участков и вид разрешенного использования, но никак не градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), ни выписка из ГИСОГД, ни Выписка из ЕГРН с графами «Категория земель» и «Виды разрешенного использования».
Таким образом, для землевладельца главным градостроительным документом являются ПЗЗ, именно на них он должен ориентироваться при определении возможного использования и застройки земельного участка.
Для принятия ПЗЗ предусмотрена специальная процедура: публикация проекта ПЗЗ, вынесение проекта на общественные обсуждения или публичные слушания, после чего принимается решение об утверждении или отклонении с направление на доработку.
Т.е. процедура предполагает учет замечаний и предложений землевладельцев при принятии или изменении ПЗЗ.
При этом, подавляющее большинство землевладельцев не знают о рассмотрении проекта ПЗЗ, проводимых общественных обсуждениях или публичных слушаниях по нему.
К тому же, срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний в подавляющем большинстве случаев составляет всего 1 месяц (хотя ГрК РФ предусмотрена вилка от 1 до 3 месяцев). Например, до утверждения ПЗЗ г. Краснодара от 22.07.2021 г. общественные обсуждения проводились в период с 10.03.2021 по 13.04.2021 гг., ПЗЗ г. Анапы - с 22.03.2021 по 23.04.2021 гг.
В конечном итоге, утверждение ПЗЗ влечет множество нарушений, в частности проблему установления территориальных зон, отличных от прежних территориальных зон.
Например, до утверждения ПЗЗ земельный участок располагался в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки или в зоне сельхозиспользования, а после утверждения стал располагаться в рекреационной зоне зеленых насаждений общего пользования (парки, скверы, бульвары, сады).
В результате собственник утрачивает возможность использования земельного участка для сельскохозяйственных нужд и, кроме того, потенциально может лишиться земельного участка ввиду его изъятия для муниципальных нужд размещения парка, сквера или бульвара.
В таком случае, безусловно, ПЗЗ нарушают права и законные интересы собственников земельных участков и даже создают возможность для изъятия земельного участка. Следовательно, возникает необходимость оспаривания ПЗЗ для целей изменения территориальной зоны.
Мы – судебные адвокаты оказываем профессиональную юридическую помощь в области земельных правоотношений юридическим лицам и гражданам.
Наши земельные юристы оказывают комплексную юридическую помощь:
4. внесение изменений в досудебном порядке в генплан и ПЗЗ и изменения функциональной зоны и территориальной зоны земельного участка.
5. оспаривание в судебном порядке генплана и правил землепользования и застройки в части установления функциональной зоны и территориальной зоны земельного участка.
Изменить территориальную зону земельного участка можно только путем изменения самих Правил землепользования и застройки. В таком случае происходит изменение ПЗЗ не полностью, а только в части конкретного земельного участка.
Для изменения Правил землепользования и застройки ГрК РФ предусматривает особую процедуру, схожую с процедурой принятия ПЗЗ.
Для этого необходимо подготовить предложение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки и подать его в комиссию по землепользованию и застройке, которая согласно ГрК создается в каждом городе (Комиссию по землепользования и застройки г. Краснодар, г. Анапы, г. Геленджика и т.д.),
Далее Комиссия подготавливает заключение, направляет на рассмотрение главы Администрации, который принимает решение о подготовке проекта внесения изменений в ПЗЗ, после чего соответствующий проект выносится на общественные обсуждения и, в конечном итоге, направляется в законодательный орган муниципального образования (Городская дума Краснодара, Анапский городской Совет, Дума Геленджика), который решает судьбу проекта.
Любой субъект земельных правоотношений (собственник, землевладелец, землепользователь, арендатор), права которого нарушены утверждением новых ПЗЗ (изменением территориальной зоны и т.д.) может оспорить правила землепользования и застройки в порядке административного судопроизводства.
Порядок признания недействующими правил землепользования и застройки отличается от обычного искового производства, в связи с тем, что правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом.
1) Судом первой инстанции по делам об оспаривании правил землепользования и застройки является суд уровня субъекта РФ, а не суд городского или районного уровней (Мособлсуд, Краснодарский краевой суд, Верховный суд Республики Крым и т.д.).
2) Ведение дела о признании недействующими правил землепользования и застройки возможно только лицом, имеющим высшее юридическое образование.
В случае, если административный истец не имеет высшего юридического образования, то участие представителя с высшим юридическим образованием обязательно.
3) Специальный предмет доказывания по делам о признании правил землепользования и застройки недействующими.
Изменение ПЗЗ в судебном порядке возможно по следующим основаниям:
с. при утверждении проекта правил землепользования и застройки была нарушена процедура их принятия.
4) Обязательное привлечение в дело о признании правил землепользования и застройки прокурора для целей дачи заключения.
Практика оспаривания Правил землепользования и застройки обширна и свидетельствует о том, что наиболее часто истцы приводят при оспаривании следующие доводы:
- правила землепользования и застройки противоречат сложившейся планировке территории и существующему землепользованию;
- правила землепользования и застройки устанавливают несколько территориальных зон в отношении земельного участка;
- правила землепользования и застройки устанавливают зоны с особыми условиями использования территорий в отсутствие решения уполномоченного органа;
- при принятии правил землепользования и застройки не приведено надлежащего обоснования изменения территориальной зоны;
- установленная правилами землепользования и застройки территориальная зона не соответствует установленной генпланом функциональной зоне;
- а также иные доводы.
Сложность дел о признании правил землепользования и застройки недействующими заключается в том, что собственникам и иным землевладельцам необходимо доказать, что правила землепользования и застройки не только нарушают их права и законные интересы, но и противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу. Как показывает судебная практика, чаще всего правила землепользования и застройки противоречат ГК РФ, ЗК РФ, ГрК РФ.